воскресенье, 20 октября 2013 г.

Дина Рубина. Белая голубка Кордовы

Это моя первая книга  Рубиной. (отдельная благодарность проекту за то, что я взяла себя в руки и все пропущенное и откладываемое в сторону теперь читается или будет, наконец, прочитано).
  Достаточно начитавшись рецензий участников на разные ее произведения, а также будучи наслышана о скандале со всероссийским диктантом, я с определенным предвкушением взялась за книгу. И была бы она в три дня "кончена", если бы я искуственно не затормозила к середине, понимая, что подобное удовольствие надо длить и длить.
 Это - Мастер слова. Это великолепный язык. Это кропотливо , сочно, богато прописанные персонажи, характеры, -  (а  читается  изящно и легко) - воистину прописанные, будто не книга  писателем, а полотно художником. Это сумасшедшая связка из десятка судеб совершенно разных людей, и связкой этой Рубина правит, как умелый ямщик. Бесподобный слог. К слову о бесконечно муссируемой теме "ненормативной лексики" - я даже не заметила, когда именно в тексте в первый раз появилось то или иное словцо - настолько они там на нужном месте, незаменимы и аутентичны.
    Сюжет - лихой спиралью разворачивающийся с каждой главой, и спираль эта , как штопор в сжатую узким горлышком сосуда пробку, ввинчивается, все глубже - в историю,  все шире - в "географию" древнего рода, чей последний представитель - потомок испанских пиратов, гениальный художник, питерский студент, прохвост-любовник, в чём-то - редкостный  засранец и ловелас,  а в чём-то - человек чести, верный и преданный друг, Захар Кордовин, он же Дон Саккариус Кордовера  - и есть главный герой романа. Нарочно не буду пересказывать сюжет, не хочу лишать удовольствия тех, кому еще предстоит эта великолепная, на мой взгляд,  книга  - ведь начинается она чуть ли не как обычный  детектив...а дальше..дальше каждый может читать  на этих страницах  свою книгу...
     Мистическая нотка сопровождает всё в общем-то вполне реалистичное повествование. Наследие древнего рода, родовой удел, не отпускающий своих потомков, в каких бы странах и временах они не появлялись - то, о чем каждый из нас практически не задумывается, в череде будничных и приземленных дней. А может быть, стоило бы..
    Питер 80-х, 90-х - это ведь и мой Питер. Это и мой Сайгон, и моя Моховая, и  квартирники, и пьянки студенческие, и Пирожковые и Пельменные все эти - бесконечно родные, незаслуженно забытые спустя два с лишком десятка лет.. За эти драгоценные воспоминания - отдельное спасибо автору.
  Восхищена  профессиональностью подхода, чувствующейся в описаниях всего, что связано непосредственно с живописью, техниками письма, художниками, манерой письма, мельчайшими деталями картин, инструментами, видением и пониманием полотен.. 
   Трудно сказать, о чем эта книга....  история жизни человека - или его рода, преследующего героя и наяву и во снах?
          или - нашей искалеченной  противоречиями, властями и войнами страны?
  История взросления  и борьбы человека....одиночества сквозь не одно столетие...поиска высшего смысла в прошлом ради спасения будущего...
   Очень тронула меня рано прервавшаяся связь между Захаром и его матерью ..это тепло, слияние..сила её  нежности и любви, защищавшая пацана ото  всех.. эта безалаберная и легкомысленная, на взгляд родни, но сильная и гордая женщина (испанская, пиратская  кровь?..)...сквозь слёзы читалось описание ее смерти на руках у мальчишки, и сцена погребального костра..."мамина кровь.."..
          Как ни странно, было ощущение облегчения в финале, хотя он и трагичен..мне стало легко за  Захара..за душу его, в постоянном метании бывшую... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий