Долго ли , коротко ли, а двигаться надо.. временами, честно признаться, немного напрягает и вызывает смутное , бессознательное сопротивление необходимость делиться впечатлениями о прочитанном; вряд ли у меня одной, и наверняка причины у каждого - свои. Так, для меня всегда было проблемой делать что-либо не по душевному движению, а "из-под палки"..отсюда, подозреваю, и растут корешки у этого смутного "нехотения" ..ну да ладно, и с этим справимся))
Мураками. "Кафка на пляже"
Мураками. "Кафка на пляже"
Несколько
слов о сюжете, хотя уверена, что все его знают:
первая линия сюжета (а их две): подросток, выросший без матери, с трудной судьбой и как-бы отсутствующими
отношениями с отцом, обдуманно и
взвешенно уходит из дома, чтобы стать -
там, вдалеке от этого места –
настоящим собой, «самым крутым парнем
среди пятнадцатилетних», бежит от себя –
«сына», программируемого генами и окружением ,
«придавленного» загадочным
пророчеством отца.
Бежит, прихватив самое
необходимое из вещей, любовь к книгам, новое имя – Тамура Кафка (Кафка в
переводе с чешского, а если быть точным, то с хорватского – галка, или
ворона) и старого «друга» - свой
внутренний голос, голос парня по имени
Ворона, перманентно появляющийся в
сложных ситуациях и переломных моментах в сознании. Он начинает свой путь, встречается с
людьми, с необходимостью выбора,
принимает решения ; с ним происходят странные на первый взгляд события, когда
он не контролирует себя, теряя сознание на какое-то время, а приходит в себя
испачканным в чьей-то крови, со смутным ощущением вины; наконец, дорога приводит его в место, кажущееся ему убежищем,
мечтой – тихую частную библиотеку в одном
из городов, а на самом деле связанное с его прошлым, с пророчеством, со всем
тем, отчего он бежал.
Вторая линия
сюжета - о пожилом человеке, который еще
в детстве стал свидетелем и
невольной жертвой паранормального явления, после чего полностью потерял память, возможность читать, писать, зато приобрел неординарные
способности – разговаривать с кошками, предсказывать грозы, а временами и
самому вызывать удивительные осадки из
рыбы или пиявок, находить пропавших животных, слушать неразличимые обычными
людьми голоса и следовать знакам,
которых не замечают простые люди. Наката – так он называет себя, всегда от
второго лица, описывая со стороны свои действия, никогда не употребляя
слово «Я», подчеркивая отсутствие этого самого
«Я» в этом мире, также
продвигается своим путём – по жизни, по территории Японии, ведомый одному ему
понятными символами и знаками.
Сопровождает Накату простой водитель- дальнобойщик, который подвез его
однажды и принял на веру , не спрашивая и не требуя доказательств, важность
миссии Накаты и уже не смог расстаться
со странным, полоумным стариком, отправился с ним по душевному влечению, а
отчасти отдавая дань уважения и благодарности своему собственному деду, уже
покинувшему эту землю. В результате он и закончил великую миссию старика,
который умер у него на руках.
Переплетение этих
линий, все теснее и ближе, переплетение
судеб брошенного матерью подростка и
безумного старика, их прыжки в тела и сознания друг друга; смещение
времени; глубокие дебри
бессознательного, где блуждает парень, дебри на границе жизни и смерти, за
которой тоже есть своя, иная жизнь... Выбор сильного духа между возможностью уйти в сонное небытие или остаться в реальности,
принимая себя, как есть…сплетение времен, фантазий, фактов.
Откровенности про больное, письма незнакомым людям, встречи на остановках, поток сознания подростка; не то отделенное полусуперэго, не то вытесненный архетип отца; хроникоподобное описание будничных действий, нехитрой еды, поездок в транспорте, -- все это не дает уйти ни в одну из крайностей: сидишь, как маятник, и под диктовку хитрого автора раскачиваешься - от философских изысканий к детальному живописанию бутерброда, от подробно, до протокольности, переданных ощущений первого сексуального опыта подростка - к пониманию, насколько одинок каждый из нас во вселенной, насколько уникален и тем не менее ведом некой незримой, могучей, руководящей силой...
.всего не пересказать, да и не нужно.. Имеющий желание
узнать прочитает книгу, имеющий уши – да
услышит все, что сказано в ней, и даже недосказанное – каждый для себя.
Для меня Мураками, с первого же знакомства, с Охоты на овец – ( помимо глубокого психологического
анализа, которому подвергаюсь в процессе поглощения книги) - еще и родственная
душа, которая тоже видит и знает, что ВСЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ С НАМИ – не просто так,
что все предначертано, каждый для
чего-то предназначен, и цель жизни – узнать это предназначение, принять и исполнить по мере сил; что в теле женщины
может жить душа мужчины, и как-то надо с этим смириться; что
не уходим мы в никуда, и с камнями и кошками говорить – ничего странного на
самом деле, и Бог(и) наши, многочисленные и многоликие, нами же размноженные и поименованные, слышат и видят
нас, и мы их слышим, но - не всегда узнаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий